Главная \ Достопримечательности Гродно

Достопримечательности Гродно

Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток

Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток

Костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток (Церковь Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток) — памятник архитектуры раннего барокко (так называемого любельского типа ренессансного костёла) с элементами готики и возрождения был построен в Гродно в 1634—1642 годах на улице Язерской (позже улица Скидельская, Купеческая, Бригитская), застройка которой на то время была деревянной.

Ансамбль бывшего монастыря бригиток включает в себя костёл, жилой корпус, деревянный лямус и каменную стену. Сам ансамбль является памятником архитектуры республиканского значения.

Основан на средства Кшиштофа Веселовского, государственного деятеля Великого княжества Литовского, маршалка великого литовского (в 1635—1637) и его жены Александры Марианны из Собеских.

В 1950 году монастырь был закрыт и передан клинике для душевнобольных.
В 1990 году монастырь вернули сестрам-назаретянкам. Сейчас это действующий католический женский монастырь.

 

Расстояние от Хостела "Старый Мост" до Костёла Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастыря бригиток составляет 3,7 км.

 

Гродненский Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь

Свято Богородичный

Гродненский  Рождество-Богородичный ставропигиальный женский монастырь имеет давнюю и поучительную историю. Монастырский комплекс расположен на месте древнего православного Пречистенского соборного храма, считающегося  ровесником  Коложской Борисо-Глебской церкви. Первоначально Пречистенский храм был деревянным, но на рубеже XV–XVI вв. он уже имел каменные стены. С 1565 г. при храме существовал госпиталь для убогих и богадельня, на содержание которых по распоряжению Сигизмунда II Августа и Стефана Батория отчислялись деньги из дохода королевских имений. Кроме того, Пречистенская церковь наряду с другими четырьмя православными храмами г. Гродно (Борисо-Глебским, Воскресенским, Троицким и Крестовоздвиженским) получила земельные владения в Ольшанском урочище. Пречистенский храм, как и другие православные приходы Гродно, подчинялся Туровским епископам, а с рубежа XIV и XV вв. – непосредственно Киевским митрополитам. В  силу исторических обстоятельств западно-русская церковь оказалась не только в тесном соприкосновении с римско-католической церковью, но и во власти государей-католиков, испытывая на себе сильнейшее религиозно-национальное давление с их стороны. В 1596 г. часть православных епископов-ренегатов во главе с Киевским митрополитом Михаилом Рогозой согласились на церковную унию с Римом. Объявленная в октябре 1596 г. на соборе в Бресте уния явилась логическим завершением католического наступления на Православие в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой. С этого момента правящие круги Речи Посполитой во главе с королём Сигизмундом III полностью встали на сторону униатов, переведя Православие на положение нелегальной и гонимой властями конфессии, а также передав её имущество униатам.  В 1609 г. Пречистенская церковь была передана униатам.

 В 1633 г. при Пречистенской церкви поселились четыре монахини во главе с Василисой Сапегой из Вильно. Жизнь монашествующих в униатской церкви Речи Посполитой имела совершенно иной характер: почти все монастыри были объединены в особый монашеский орден – Базилианский орден святого Иосафата (Ordo Basilianus S. Josaphat). Первоначально создание какого-либо униатского монашеского ордена не входило в планы епископов-ренегатов, принявших унию в 1596 г. Однако последующие исторические события заставили греко-католическую иерархию избрать иной путь. Дело в том, что большая часть православного монашества отказалась принять Брестскую унию. На собор 1596 г. в Брест прибыло 12 архимандритов, но только трое из них (Браславский, Лавришевский и Минский) подписали унию, остальные же участвовали в соборе православных. Да и принявшие унию монастыри еще долго оставались полупустыми. Такое монашество не могло оказать какой-либо значимой помощи в распространении унии. В связи с этим и возникла идея создания из униатского монашества хорошо организованного ордена по образцу орденов римо-католических.

  Вначале деятельность базилианской общины в Гродно не имела особого успеха (в 1641 г. в обители числилось лишь пять сестер). Посчитав причиной такого положения вещей «стиснутое положение» обители, в 1642 г. униатский митрополит Антоний (Селява) передал базилианкам территорию к западу от Пречистенской церкви вплоть до королевского замка.

 Пожары 1647 и 1654 гг. уничтожили древний Пречистенский собор. Чуть позже базилианки построили деревянный храм Рождества Богородицы и жилые помещения, которые несколько раз погибали от пожаров и заново восстанавливались. В 1720–1751 гг. по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтаны  III, была возведена новая каменная  церковь.  Однако уже в 1753 г. новый пожар значительно повредил монастырские строения. После надлежащих ремонтных работ в 1756 г. настоятель гродненского Коложского монастыря Самуил (Яновский) освятил восстановленный храм.

 12 февраля 1839 года, в Неделю Торжества Православия, в г. Полоцке под председательством епископа Иосифа (Семашко) состоялся Собор униатского духовенства, главным деянием которого стало подписание соборного акта о воссоединении с Православной Церковью. Под соборным актом с прошением к Святейшему Синоду и императору стояли 24 подписи, принадлежавшие всем трем униатским епископам и главнейшему духовенству, а также прилагались собственноручные подписи с изъявлением желания присоединиться к Православию 1305-и униатских священников. Соборный акт был доставлен в Санкт-Петербург и передан обер-прокурору Святейшего Синода. 13 марта Синод постановил принять бывших униатов в лоно Православной Церкви, а 25 марта император Николай I утвердил это постановление, написав на документе, сообщающем о решении Синода: «Благодарю Бога и принимаю». По этому случаю была отлита памятная медаль с надписью: «Отторгнутые насилием воссоединены любовью». В настоящее время можно уверенно сказать, что воссоединение полутора миллионов униатов западных губерний Российской империи в 1839 г. явилось поворотным пунктом в истории белорусского народа.

 В 1843 г. опустевший базилианский монастырь был пребразован в  православный Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь, первой настоятельницей которого стала игумения Афанасия (1843-1861), прибывшая из Оршанского монастыря. К 1848 г. на добровольные пожертвования прихожан Рождество-Богородичный храм уже был капитально отремонтирован. В 1866 г. на средства, выделенные генерал-губернатором М.Н. Муравьевым, была построена вторая церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. 4 октября она была освящена Брестским епископом Игнатием (Железовским). Вскоре после этого события обитель посетил император Александр II.

 7 октября 1877 г.  при настоятельстве  игумении  Никодимы, совершилось чудо обильного мироточения от Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, которое продолжалось около полугода. Часть мира была собрана в особый ковчежец в виде креста, который и доселе находится на иконе, ставшей одной из главных святынь Гродненской обители.

 В 1900 г. по решению Святейшего Синода Гродненская обитель была перенесена в урочище Красносток (тогда Гродненской губернии). Причиной такого переезда стало стесненное положение обители в г. Гродно среди узких улиц в соседстве с двумя табачными фабриками. С этого времени Рождество-Богородичный монастырь в Красностоке стал основным, а Гродненская обитель имела статус приписной. В Красностоке при обители был организован приют для сирот, школа, сельскохозяйственное училище, аптека, амбулатория, производственные мастерские, церковное братство. Однако начавшаяся в 1914 г. Первая Мировая война разрушила весь монастырский уклад – в связи с наступением немецкой армии началась поспешная эвакуация обители в Москву. Туда же были увезены и иконы Божией Матери – Красностокская и Владимирская.

 Во время военных действий в 1915 г. храм был  сильно  поврежден, также пострадали монастырский корпус и хозяйственные постройки. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. В 1921 г. сестры во главе с игуменией  Еленой (Коноваловой)  приняли решение о возвращении в Гродно. В это время Гродно был в составе Польской республики, поэтому  польские власти передали Красностоцкий монастырь католической церкви. Вернувшиеся из Москвы сестры,  поселились в  стенах  Гродненской обители. Во время Второй Мировой войны монастырь продолжал действовать.  

В 1960 г. постановлением Гродненского облисполкома монастырь был насильственно закрыт. Игумения Гавриила и 43 насельницы переселились в Жировицкий монастырь, увезя  с  собой  все  Святыни  Гродненской  обители,  в  том  числе  чудотворные иконы Божией Матери – «Красностоцкую» и  «Владимирскую-Мироточивую». 

До 1977 г. в монастырских зданиях в Гродно располагались разные учреждения, в 1977-1992 гг. размещался Белорусский государственный музей атеизма, переименованный в 1991 г. в музей истории религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись музейные экспозиции.

  10 мая  1992 г. на заседании Святого Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о возрождении Гродненского Рождество-Богородичного женского монастыря  и  о  назначении настоятельницы.

  14 января 1993 г. был освящен восстановленный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, причем молящиеся в этот день удостоились необычного для зимнего времени небесного знамения – во время освящения храма над монастырем появилась радуга. Спустя  год  после  открытия  монастыря 1 июля 1993 года, монастырю   был  возвращен и главный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В последующие годы обители были возвращены все  монастырские здания,  расписан Рождество-Богородичный собор. 

23-25 июля 1995 г. гродненскую обитель посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

 Богослужения  в  монастыре совершаются  ежедневно  кроме понедельника, если на этот день не  выпадает бдение или  полиелей святому.

 

Расстояние от Хостела "Старый Мост" до Гродненского  Рождество-Богородичный ставропигиального женского монастыря составляет 2,2 км.

 

Костёл Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев

костел бернардырцев

Деревянный монастырь был основан в 1494 или 1495 году, на земле подаренной великим князем Литовским и королём Польским Александром Ягеллончиком ордену бернардинцев (францисканцев). Каменный мужской монастырь возведён в 1595—1618 годы, с соизволения короля Сигизмунда III. Отдельные постройки комплекса относятся к XVIII веку.

Храм Обретения Святого Креста был освящён 13 мая 1618 года, виленским епископом Евстафием Воловичем. Внешний облик комплекса несёт в себе черты готики (апсида), ренессанса и барокко. Интерьер датирован XVII—XVIII веками. В его оформлении выделяется обилие скульптуры и живописи. Сохранился действующий орган XVII века. В XVIII веке верхние ярусы колокольни костёла были отстроены в стиле виленского барокко. В тот же период главный фасад был реконструирован по образцу римской церкви Иль-Джезу. Напротив комплекса мужского монастыря существовал не сохранившийся женский монастырь бернардинок.

С 1990 года в здании монастыря размещается Высшая духовная семинария. Костёл — действующий.

Расстояние от Хостела "Старый Мост" до Костёла -2,2 км.

Коложский парк

коложский парк

Коложский парк - это тихое место с большим количеством достопримечательностей. Здесь нередко фотографируются молодожены. Прекрасное местечко для неторопливых прогулок, в котором чувствуется дух истории. Здесь находится Коложская церковь – одна из самых старинных церквей Беларуси, а рядом течет Неман.

Место не такое ухоженное, как парк Жилибера или «Пышки», но в нем есть нечто такое, что заставляет любого человека чувствовать себя необычно. Этот парк – словно задумчивый старец. Здесь нет кафе-ресторанов, аттракционов, даже велосипедистов не встретишь. Зато есть белки, птицы и тишина.

Расстояние от Хостела "Старый Мост" до Коложского парка составляет 4,4 км.

 

Свято-Покровский кафедральный Собор

Покровский Собор

Возведённый из кирпича в 1904—1905 годах по проекту архитектора М. М. Прозорова, собор был построен в память об офицерах и нижних чинах 26-й артиллерийской бригады, погибших во время русско-японской войны. Руководство строительством было возложено на гродненского военного инженера Ивана Евграфовича Савельева. Согласно одному из мнений, именно благодаря военному инженеру И. Е. Савельеву собор получил неповторимые черты.

За основу при строительстве Кафедрального собора была взята церковь Каспийского пехотного полка в Петергофе. Ещё в конце XIX века царским правительством было принято решение о строительстве гарнизонных и полковых церквей. В конце 1901 года появился приказ Николая II.

 

При церкви решили открыть музей и небольшой мемориал. Возведенная церковь стала называться Свято-Покровским собором. 30 сентября (11 ноября) 1907 года храм был освящен. Через некоторое время был установлен крестный ход на праздник Входа Господень в Иерусалим. Для поднятия патриотических чувств Гродненский церковно-археологический комитет собрал полковые иконостасы и иконы, которые вдохновляли солдат на борьбу с противниками. Также были сделаны мемориальные доски с фамилиями солдат и офицеров 26 артиллерийской бригады, погибших во время русско-японской войны.

После освобождения города в июле 1944 года часть мощей Гавриила Белостокского была перенесена в Свято-Покровский собор, где они находились в подвале до 1992 года. С 21 по 22 сентября 1992 года его мощи были торжественно перенесены в Свято-Николаевский собор Белостока.

18 февраля 1992 года, после провозглашения независимости Белоруссии, была восстановлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году. После этого Свято-Покровский собор снова получил статус кафедрального.

В декабре 1993 года на здании собора была открыта мемориальная доска в память о воинах-интернационалистах, погибших в Афганистане.

24 июля 1995 года, на праздник святой равноапостольной княгини Ольги, собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

14 октября 2010 года возле собора была торжественно открыта бронзовая скульптура Божьей Матери, автором которой является белорусский скульптор Владимир Пантелеев.

 

Расстояние от Хостела "Старый Мост" до Покровского Собора -3,6 км.